Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.07.2019, 11:01

МБДОУ "Детский сад № 10" "Радуга" г.Усолье-Сибирское

Главная
Блог педагога-психолога [10]
Блог медицинского работника [3]
Блог инструктора по физической культуре [10]
Блог музыкального руководителя [2]
Блог старшего воспитателя [0]
Сведения о ДОУ
Родителям
  • Информация для родителей
  • Блоги специалистов ДОУ
  • Конкурсы для Всех
  • Доска объявлений
  • Полезные сайты
  • Наши достижения
  • Социальные партнеры
  • История, традиции
  • БЕЗОПАСНОСТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ
  • АНТИКОРРУПЦИЯ
  • Статистика
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 94

    Блог

    Главная » 2015 » Апрель » 21 » Роль сказки в развитии дошкольника
    15:14
    Роль сказки в развитии дошкольника

    Роль сказки в развитии дошкольника

    …А было это, голубчики, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали. Друг друга за крылышки хватали. А я за ними на золотом коне скакала да в мешок эти сказки собирала….

    На всем протяжении периода человеческой истории, когда люди наслаждались силой языка, рассказывание сказок помогало детям и родителям прийти к уединению и отдохнуть. С точки зрения ребенка это возможность близко наблюдать благодушно настроенного родителя, понимать и доверять ему.

    С точки зрения родителя – это великолепная возможность увидеть детское восприятие чуда и выразить свою заботу о ребенке не в повелительной форме.

    Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев, моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения, развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так у малышей часто не получается увидеть пути из эмоционального тупика.

    Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка подчиняет к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю.

    В последе время чтение книг становится все менее распространенным явлением. О традиции читать сказки для детей вслух не нужно забывать. Вместо музыкальных записей стоит выбрать обычные печатные издания. Каковы причины того, что нужно рассказывать на ночь сказки? Дело в том, что они могут стать мамиными помощниками в воспитании ребенка. При помощи того или иного сюжета дети могут узнать что-то новое, научатся жить правильно, избавятся от своих страхов. Какие книжки стоит покупать? Отдавать предпочтение слишком дорогим изданиям не стоит. Чтобы прочитать книгу, необязательно выбирать новые обложки. При ее выборе нужно обращать внимание на переплет в одном случае: толстая обложка дольше прослужит. А чтобы ребенок внимательно слушал, важны яркие картинки.

    Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку ребенок совершенствуется в языке. Образность и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию.

    Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То есть это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примирится с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.

    С точки зрения психоанализа сказки – матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с кем - то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом.

    Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – т. е. сказка, ко всему прочему, еще и учит ребенка выбирать.

    Что обнаруживает для себя маленький ребенок в той или иной народной сказке? Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку. Заинтересовать, привить любовь к искусству можно в том случае, если родители сами хорошо разбираются в ней, на чем сделать акцент. Существует множество методической литературы, о том, как знакомить ребенка с жанром сказки. Что же должен знать родитель об этом жанре, каким материалом в области искусства владеть?

    Порядок в доме и уме

    Первая причина читать сказки для детей - в том, что чтение вслух поможет упорядочить мир ребенка. Малыш начнет лучше понимать, что такое добро, зло и где грань между ними. Пусть для мам ситуации, описанные в книге, кажутся надуманными. Для ребенка не имеет значение, является ли рассказ выдумкой или былью. Главное, чтобы сказка была насыщена событиями. Сказки – прекрасная альтернатива телевизору. Согласно утверждению детских психологов, современные дети стали более агрессивными. Причина тому - длительное просиживание перед экраном телевизора. Если сказки способны развить в ребенке положительные качества, то экран развивает только апатию и жестокость.

    Хорошие манеры

    Человек не рождается с хорошими манерами. Их нужно развить в ребенке. Для этого следует читать сказки для детей. Детям и взрослым свойственно ассоциировать себя со сказочными героями. Персонажи подают пример ребенку, что следует делать, а что не следует.

    Учат мам

    Правильные книжки желательно читать вместе с ребенком. Читать сказки для детей полезно не только детям, но и родителям. Многие волшебные истории учат мам и пап общаться со своим ребенком, воспитывать его. Сказка «Лягушонок» Якоба Мартина Стрида рассказывает о хулиганах. Размеренная жизнь пары лягушек заканчивается с появлением капризного малыша. Шалуна постоянно ругают за то, что он моет книги с мылом, засовывает телефон в духовку. Постоянные ссоры и нравоучения приводят к тому, что лягушонок решает сбежать из дома. Найдя ребенка, родители решают принять все его недостатки.

    Поднимают настроение

    Сказки способны помочь ребенку в трудные моменты, поднять настроение и утешить. Забавные истории стоит брать с собой, например, при посещении зубного врача. Большие перемены в жизни ребенка легче пережить, если рядом с ним сказка. Сказки будут незаменимы, если ребенок первый раз идет в детский сад или школу. Потрясением для малыша может стать переезд в другой город. Во многих современных семьях ребенок воспитывается перед экраном телевизора или компьютерного монитора. В результате у него развивается зрительная память, а вот информация на слух начинает восприниматься хуже. Возникают сложности в обучении, при восприятии информации от учителя, в общении со сверстниками.

    Избавляют от страхов

    Дети, так же, как и взрослые, думают и боятся смерти. Фильмы ужасов только вселяют в ребенка страх. Но детская психика окончательно не сформировалась, и ужастики могут быть опасными для ребенка. Побороть страх смерти поможет книга Кима Фупса Окесона «Как дедушка стал привидением». Мальчик Эсбен говорит, что видит привидение своего дедушки. Ему никто не верит. В ночных беседах ребенок вспоминает лучшие моменты жизни, и разговоры с дедом объясняют ребенку, что горе помогает пережить только добрая память о близких людях.

    Развивают воображение

    Сказку вовсе не обязательно читать полностью. Середину или заключение можно оставить на потом, чтобы ребенок сам придумал продолжение. Тем самым развивается воображение, и малыш учится высказывать свои мысли вслух. Закрыв книгу на середине, можно побороть в ребенке страх говорить о своих мыслях. Таким образом, можно привить ребенку желание выступать на публике. Если читать сказки вслух, то можно развить в ребенке любовь к чтению и к литературе. Малышам нравятся даже не столько книги, сколько сама атмосфера чтения. Ребенку нужно внимание. Чтение вслух в полной мере обеспечивает его.

    Улучшают мозговую деятельность

    В результате чтения вслух в мозгу образуются миллионы соединений нейронов. Тем самым улучшается мозговая деятельность. Чтение вслух рекомендуется детям с замедленным умственным развитием. Ребенок пополняет свой словарный запас, учится правильно составлять предложения. Чем раньше родители познакомят ребенка с книгой и чтением вслух, тем сильнее он полюбит книгу. Перед сном лучше остановиться на сказках со спокойным сюжетом. Помимо чтения можно играть в сказки. Разыгрывание сцен из любимых сказок поможет ребенку побороть стеснительность. Действие можно разыгрывать не на сцене, а на доске для рисования.

    Избавляют от капризов

    Капризным ребенок становится либо в возрасте 3–4 лет, либо из-за неправильного воспитания. Сказки помогут справиться с самыми капризными детьми. Как выработать у школьника послушание? Можно сказать, ему, что после двух страниц классики в день разрешается играть в видеоигры. Это вовсе не ультиматум, а компромиссное решение. Не нужно бояться ставить условия. У ребенка должны вырабатываться определенные границы поведения, иначе он станет распущенным. Собранность, дисциплинированность и спокойствие – это качества, которые вырабатываются у ребенка мамиными условиями.

    Для матерей-одиночек

    Сказки могут стать отличными помощниками родителям-одиночкам в воспитании своего ребенка. Ребенок, который растет без отца, не должен чувствовать себя лишенным чего-то, обездоленным. Читать сказки вместе с дочерью или сыном - значит, показывать свою любовь. Дети, которые воспитываются матерями одиночками, могут вырасти жадными и жестокими. Поэтому очень важно стараться проводить больше времени с малышом, читать ему вслух. Некоторые мамы полагают, что на мальчике отсутствие отца сказывается больше, чем на поведении девочки. Еще Фрейд подмечал крепкую эмоциональную связь девочки и папы. Если дочка растет без папы, то у нее может сформироваться неправильное представление о мужчинах.

    Лечат от гиперактивности

    Мнения ученых относительно того, является ли чрезмерная подвижность ребенка болезнью или уникальностью, расходятся. Но сказки – это лекарство от всех болезней. Сказка помогает нормальным и особенным детям, у которых свои проблемы. Мнение, что гиперактивность в подростковом возрасте превратится в дар, - всего лишь заблуждение. Неуемную энергию ребенка нужно сдерживать. Ее следует направлять в нужное русло. Прекрасный вариант – читать книги. У детей с повышенной двигательной активностью рассеяно внимание. Ребенок часто отвлекается, не может сосредоточиться на чем-то конкретном. Тесный контакт со взрослым при чтении книги вслух станет средством коррекции поведения ребенка.

    «Как правильно читать ребёнку сказку? 

    Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»

    1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

    2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

    3. Прежде чем рассказать сказку малышу, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.

    4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.

    5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.  Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

    6. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями!  В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

    7. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

    8. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

    9. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д.  Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

    10. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.

    11. Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.

    12. Рекомендуется чтение обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка как с мамой, так и с папой.

    13. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

    14. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

    15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.  Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

    Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.

    16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

    17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

    18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

    Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

    19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

    В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

    20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

    21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

    22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

    23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

    24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

    25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

    26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

    27. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

    Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!  Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

    Категория: Блог педагога-психолога | Просмотров: 663 | Добавил: Аленчик | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши группы
  • Солнышко
  • Светлячок
  • Семицветик
  • Звездочки
  • Почемучки
  • Архив записей
    Календарь
    «  Апрель 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Поиск
    Вход на сайт
    Логин:
    Пароль:

    Copyright MyCorp © 2019